Ferrari California – для...
Ferrari California - для любителей жить на полную катушку

Новая California не относится к числу сравнительно недорогих моделей Ferrari, моду на которые в...


подробнее...
Ferrari Enzo: он один такой
Ferrari Enzo: он один такой

В ознаменование своего постоянного доминирования на трассах Формулы 1 и в память об основателе...


подробнее...
Ferrari 430 Scuderia:...
Ferrari 430 Scuderia: бурное настоящее Ferrari 430 Scuderia

На родине Ferrari, в деревушке Маранелло, Денис Орлов знакомился с новинкой сезона - Ferrari 430...


подробнее...
Ferrari 365P3: трехместный

По нравам середины 60-х, гоночные конструкции Ferrari после завершения сезона обычно...


подробнее...

Россия будет экспортером автомобилей. Интервью с Лука ди Монтедземоло, президент Ferrari

Первый спорткар, который я увидел, подъезжая к вотчине Ferrari, городку Маранелло, был Porsche 911. Следом — BMW Z4. Затем вновь Porsche 911. Ferrari оказался лишь четвертым…

Впрочем, босса Ferrari и Fiat S.p.A. Луку Кордеро ди Монтедземоло мои наблюдения вряд ли бы расстроили: дела у Fiat идут очень неплохо (кризис преодолен, компания вновь прибыльна), а у дочерней компании Ferrari — лучше некуда. В 1993 г. оборот Ferrari составлял 230 млн евро, убыток — 3,8 млн евро, в прошлом году оборот достиг 1,667 млрд евро, прибыль — 260 млн евро. В 1993 г. Ferrari продала только 2366 машин, в 1997 г. — уже 6465, причем рост продаж достигнут исключительно за счет новых рынков (количество стран, в которых официально поставляются Ferrari, за этот период выросло с 28 до 52), а на основных рынках Ferrari — в США и Западной Европе — продажи стабильны, т. е. марка сохраняет свой эксклюзивный имидж.

Я приехал в Италию, чтобы посмотреть на новые цеха завода в Маранелло, — в конце июня Ferrari заявила о завершении очередного этапа реконструкции производства и улучшения условий труда под названием «Формула «Человек». Главный объект — новый двухэтажный сборочный цех, где будут выпускать переднемоторное купе-кабриолет Ferrari California (который выводит Ferrari в новую рыночную нишу): итальянская компания готова к дальнейшему увеличению производства.

На фоне новых футуристических строений Ferrari теперь очень сиротливо выглядит банальная коробка заводской конторы, где находятся офисы руководства, — ее президент Ferrari решил перестраивать в последнюю очередь. Ди Монтедземоло входит в кабинет, где я его жду, и начинает говорить, не дожидаясь моего вопроса: «Вы же из Москвы? У меня там есть друг — Олег Дерипаска. Есть и еще один — Виктор Вексельберг, его сын приезжал к нам в Маранелло на летнюю стажировку — он большой фанат Ferrari». Но я беру инициативу в свои руки.

— Вы произнесли яркую речь о программе «Формула «Человек» и cтратегии Ferrari. Кто вам ее писал?

— Я сам. Вернее, я ничего не писал: вы же видели — я ничего не читал по бумажке. Я никогда не записываю свои речи — произношу их «из головы». Я лишь подготовил несколько слайдов с цифрами, потому что на слух цифры воспринимать сложно, а на экране это очень наглядно.

— Вы перестроили все основные производственные и технические помещения на Ferrari, даже возвели новый ресторан для сотрудников. Без реконструкции осталось только здание, где находятся офисы руководителей. Нетипичный подход — обычно боссы начинают улучшение условий труда с себя.

— А я предпочитаю иной подход. Потому что Ferrari запросто выживет без меня, но не без наших рабочих и инженеров. Когда я в первый раз пришел в наш новый ресторан и обедал вместе с рабочими, я был по-настоящему счастлив.

— Этот ресторан в первую очередь для рабочих, не для офисных сотрудников?

— Абсолютно для всех сотрудников Ferrari. Там открытое пространство, нет никаких выделенных территорий для руководства. Вернее, там есть одна маленькая комната — на тот случай, если придется продолжать переговоры за обедом, чтобы не делать это на виду у всех. Но это логично.

— Можно ли сказать, что работники Ferrari имеют лучшие или более привилегированные условия труда по сравнению с работниками Fiat?

— За последние четыре года Fiat проделала колоссальную работу по улучшению условий труда — вы убедитесь в этом, если посетите завод в Турине. Разница [между Ferrari и Fiat] в размерах — на меньшем по масштабам производстве вы можете создать лучшие условия труда. Так что на ваш вопрос я отвечу утвердительно. Но для тех размеров, что имеет Fiat, условия труда на нем исключительные.

— Есть ли у завода Ferrari какие-то особенности по сравнению с другими автопроизводствами?

— Суть Ferrari в том, что мы сочетаем ремесленничество и хайтек. То есть при производстве наших автомобилей используется как ручной труд, так и самое высокотехнологичное оборудование. Но даже при использовании роботов все равно самым важным остается человеческий фактор. А значит, нам нужно создать такие условия труда, чтобы людям было максимально комфортно работать, более того, чтобы они были горды, что являются членами команды Ferrari. Во-вторых, мы являемся единственной автомобильной компанией в мире, у которой все подразделения — от складов с комплектующими до цеха финальной сборки — находятся в одном месте: Ferrari полностью выпускаются в Маранелло. Соответственно, нам приходится думать не только о самом заводе, но и о всей округе, где живут наши работники: об экологии, уровне шума, зеленых насаждениях и т. д. Для нас это очень-очень важно. В окрестностях Маранелло очень сложно и дорого купить или снять дом. И тогда мы решили построить для наших работников Ferrari Village — четырехзвездочную резиденцию с рестораном, фитнес-центром, прачечной и т. д. В ней живут наши работники, а также дилеры и партнеры Ferrari, которые приезжают из других городов и стран на месячную стажировку в Академию Ferrari.

— Как вы собираетесь расширять модельный ряд Ferrari?

— Не слишком широко. Конечно, мы будем увеличивать производство и продажи, но не быстро — за счет новых рынков. Десять лет назад наши продажи в России, Китае, Бразилии равнялись нулю. То есть мы будем наращивать объемы, не теряя эксклюзивности.

Новая F430 Scuderia расширила наши возможности предложить клиентам различные Ferrari. Если вы холосты, то предпочтете двухместную Ferrari. Я женат, и у меня две дочери — мне больше нравится четырехместная машина. Если вам нужна экстремальная спортивная машина, вы купите Scuderia, если быстрая, но комфортабельная — Scaglietti. Мне нравится предлагать клиентам альтернативу.

— Что вы ожидаете от новой Ferrari California, официальная премьера которой состоится в октябре на автосалоне в Париже?

— Очень большого успеха. Серьезно. Не просто потому, что это очень хороший автомобиль, который сочетает в себе достоинства купе и кабриолета. Но и потому, что это отличная альтернатива Ferrari F430. F430 — фантастическая машина! И купе, и спайдер — наши клиенты от них в восторге. Но надо искать и новых клиентов.

— В прошлом году продажи Ferrari выросли на 11% до 6465 машин. Каковы границы роста для Ferrari?

— 8000 в год. Но если бы вы задали мне тот же вопрос 15 лет назад, я бы ответил: 5000, потому что новые рынки были для нас недоступны. И мы по-прежнему отсутствуем в Индии, нас нет ни в Санкт-Петербурге, ни в Киеве, ни в Казахстане… Так что посмотрим. Пока 8000, через 15 лет, может быть, будет и 10 000 — глобализация.

— Можете ли вы вообразить себе четырехдверную Ferrari?

— Нет. И продажи в 100 000 машин в год, как у Porsche, тоже не могу.

— В январе Ferrari показала в Детройте F430, способную работать на биотопливе. Этот автомобиль пойдет в производство?

— Нет. Мы лишь хотели продемонстрировать, как работает наш отдел перспективных разработок. Через четыре года уровень выбросов СО2 у автомобилей Ferrari уменьшится на 40%. У California уровень выбросов уже снижен на 20% (за счет применения в двигателе технологии непосредственного впрыска топлива — впервые в истории Ferrari. — «Ведомости»). Мы очень интенсивно работаем в этом направлении. Наши расходы на R&D — 15% [от оборота].

— По данным журнала Focus, компания Porsche, завершив скупку 51% концерна Volkswagen, собирается включить выбросы автомобилей Porsche в общую статистику выбросов СО2 всеми автомобилями группы VW. Что позволит если не избежать, то уменьшить штрафы, которыми Еврокомиссия собирается обложить компании, автомобили которых превысят установленный уровень выброса СО2. Fiat владеет 85% акций Ferrari. Вы можете пойти по тому же пути?

— Почему нет? Но пока мы об этом не думали.

— В мире появилось огромное количество «новых» денег, миллиардеров из развивающихся стран. Как изменился клиент Ferrari?

— У наших клиентов с новых рынков, возможно, меньше исторических знаний о Ferrari, но они также любят Ferrari. Лет 15 назад я решил встретиться с первым китайским покупателем Ferrari. Мы пошли с ним в ресторан, и я спросил: «Зачем вам Ferrari?» (Тогда и дорог-то приличных в Китае еще не было.) И он ответил: «Когда мне было 12 лет, отец подарил книгу про машины. И когда я увидел эти красные автомобили, я влюбился в них. Так что купить Ferrari стало целью моей жизни». В этом году мы продали больше 200 Ferrari в Китае. Наши клиенты разные, но у всех у них Ferrari в сердце. И все они понимают, что в конечном счете покупают мечту, а не автомобиль.

— Средний возраст владельца Ferrari снижается?

— Да, из-за новых рынков. В Китае у нас очень молодые покупатели. И 25% из них — женщины. И я думаю, что среди покупателей California будет очень много женщин.

— Четыре года назад продажи автомобилей Ferrari давали компании 80% дохода, остальное давала розничная сеть, через которую продаются товары с атрибутикой Ferrari. С тех пор выросло и производство автомобилей, и сеть магазинов. Какова пропорция сейчас?

— Та же. В настоящий момент почти 100% Ferrari изготавливаются с учетом пожеланий конкретного клиента. Где-то они невелики, где-то очень значительны. Второй источник дохода — розничная сеть. И недавно мы начали развивать продажи через интернет.

— В прошлом году Ferrari продала в России всего 60 машин. Почему так мало, в чем проблема?

— Не в России — только в Москве. Пока у нас лишь один дилер — в вашей столице, но уже пришла пора сделать второй шаг. Санкт-Петербург имеет большие перспективы, Киев — я знаю, что это не Россия, но говорю в данном случае о постсоветском пространстве, — Казахстан. До конца следующего года мы хотим открыть еще несколько шоурумов в вашей стране.

Мой замысел состоит в том, чтобы в течение 15 месяцев у нас в компании появился человек, который будет заниматься только Россией (и возможно, некоторыми странами из бывшего СССР), так же, как у нас есть люди, занимающиеся Дальним Востоком, Ближним Востоком, Западной Европой. Мы хотим, чтобы дилеры были под нашим контролем. То есть речь идет о создании компании, которая будет называться, скажем, Ferrari Russia и будет принадлежать Ferrari. Она будет самостоятельно импортировать автомобили в Россию, и у нее будут дилеры.

— Какова сбытовая стратегия Ferrari в мире: вы самостоятельно открываете шоурумы или это франшиза?

— По большей части мы работаем через партнеров, как, например, через Mercury в Москве.

— Вы президент Ferrari и председатель правления Fiat Group. Где вы проводите больше времени — в Маранелло или в Турине?

— В Маранелло. Минимум три дня в неделю, поскольку в Ferrari я занимаюсь оперативным руководством. В Fiat я председатель правления и не задействован в ежедневном управлении.

Fiat S.p.A продемонстрировала фантастический прогресс, впервые после многих лет вышла в прибыль. За счет чего удалось добиться успеха?

— За счет хорошего менеджмента, концентрации на основном бизнесе, большого внимания к клиентам и работникам.

— Это была ваша идея — пригласить на должность гендиректора Fiat Серджио Маркионне?

— Да, совместно с акционерами.

— Сложно было убедить его возглавить Fiat, пребывавший в глубоком кризисе?

— Нет, потому что он увидел, что ему предоставляется возможность реализовать себя на новом уровне после успеха, которого он добился в компании SGS, на своей предыдущей работе. У нас с ним очень хорошие отношения.

— Сегодня кажется, что Маркионне стал еще более яркой звездой в автопроме, чем вы. Как вы на это реагируете?

— В последние четыре года я очень много занимался политикой — на посту президента «профсоюза работодателей» Confindustria. А Fiat действительно продемонстрировала фантастический прогресс. Но я тоже номинировался в разное время — газетой Financial Times, например; в середине 90-х влиятельная автомобильная газета Automotive News назвала меня «человеком года». То есть место есть для всех, и я очень рад успеху, которого добился генеральный директор Fiat. Его успех — это и мой успех, но главное, что это успех Fiat.

— До 1980 г. Италия была нетто-экспортером автомобилей, но теперь на каждые две проданные в стране итальянские машины приходится пять импортных. Каким вы видите будущее итальянского автопрома?

— Вопрос в том, насколько конкурентоспособна Италия с точки зрения привлечения инвестиций: профсоюзы, налоги, инфраструктура… Сегодня у инвестора есть очень большой выбор для вложений, и он выбирает по очень многим критериям. В Италии на протяжении многих лет маленький экономический рост, и с таким ростом весьма сложно привлечь международных инвесторов. В случае с Fiat мы подтвердили, что продолжим инвестировать в Италию, — у нас очень большие планы. Но в будущем мы, конечно, будем искать, где самые лучшие условия для вложений, теперь между различными территориями идет настоящая конкуренция за инвестиции.

— Россия может стать экспортером автомобилей?

— В среднесрочной перспективе — да. Не только легковых, но и коммерческих, и грузовых автомобилей.

— А компонентов?

— Когда вы строите большой автозавод, все производители комплектующих неизбежно придут за вами. Когда Fiat начала строить свой завод в Белу-Аризонте (Бразилия), это была пустыня, потом все крупнейшие производители компонентов пришли туда. С другой стороны, сегодня вы можете покупать качественные комплектующие по всему миру.

— Вы говорите, что Олег Дерипаска ваш друг. Тем не менее для совместного производства в России Fiat выбрала компанию Sollers (бывшую «Северсталь-авто»), а не ГАЗ, принадлежащий Дерипаске. Почему?

— Как я уже говорил, я не принимаю участия в ежедневном управлении Fiat, и в подготовке этого решения участия не принимал.

— Принадлежащая вам компания Poltrona Frau по-прежнему поставщик кожи для Ferrari?

— Да.

— Не усматривают ли ваши акционеры в этом…

— …Конфликта интересов? Нет. Когда я купил Poltrona Frau, она уже на протяжении 20 лет являлась поставщиком Ferrari. Poltrona Frau является своего рода флагом для Ferrari, покупатели машин хотят чувствовать текстуру ее кожи, ее запах, и для них это означает высшее качество. Сегодня Poltrona Frau — это не только кожа для автомобилей и домашней мебели. Это также и театры, и авиакомпании (недавно мы выиграли тендер на поставку для первого класса Singapore Airlines).

— Вы оставили посты президента в Confindustria и в Bologna Fiere. Как теперь проводите свободное время?

— У меня по-прежнему нет свободного времени. Потому что, когда я руководил Confindustria, я был вынужден от многого отказаться или уделять этому меньше времени. Теперь пора наверстывать упущенное. Помимо работы в Ferrari, Fiat и моем инвестфонде Charme (владелец Frau Group) недавно мы создали новый фонд Charme-II.

— Один из акционеров Fiat, человек известный и уважаемый, сказал мне, что он готов голосовать за вас не только как за предправления Fiat, но и как за премьер-министра Италии. Мой последний вопрос: когда вы пойдете в политику?

— (Без иронии.) Не сейчас. МАРАНЕЛЛО

«Формула «Человек»

Компания Ferrari на протяжении 10 лет реализует программу улучшения условий труда на своем заводе под названием «Формула «Человек». «Если ты хочешь делать лучшие автомобили в мире, у тебя должны быть лучшие работники, для которых необходимо создать лучшие условия труда», — объясняет философию программы гендиректор Ferrari Амедео Фелиза. За 10 лет в рамках этой программы на строительство новых производственных помещений было потрачено 200 млн евро. Новый сборочный цех проектировал ни много ни мало лауреат Притцкеровской премии 2008 г. Жан Нувель, здание центра новых разработок — другая звезда архитектуры, Массимилиано Фуксас. «Когда наши инженеры узнали, сколько мы собираемся потратить на проектирование и строительство новых зданий, они были обескуражены, — говорит президент Ferrari Лука ди Монтедземоло. — Но мы объяснили им, что речь идет об улучшении условий труда и машины от этого станут только лучше».

2006 Ferrari F430 GT
2006 Ferrari F430 GT

26 марта 2006 года новая гоночная модель Ferrari F430 GT дебютировала в гонке 12 Hours of...


подробнее...
Ferrari F2007: Scuderia...
Ferrari F2007: Scuderia предложила всем сразу сдаться

F2007 - пятьдесят третий одноместный болид, собранный Ferrari специально для участия в...


подробнее...
С ветерком - на...
 			22.10.2002  С ветерком - на легендарном Ferrari 360 Modena

Эта машина даже американским школьникам не по карману, хотя она и самая слабая, и самая дешёвая...


подробнее...
Кто поедет в Ле-Мане 2010
Кто поедет в Ле-Мане 2010

Организаторы 78-й гонки «24 часа Ле-Мана» из Западного Автоклуба Франции (ACO) опубликовали...


подробнее...

Рекомендуем

2008 Ferrari F2008 (659)
2008 Ferrari F2008 (659)

Шестого января 2008 года, в три часа дня по местному времени, в штаб-квартире Ferrari в городе...


подробнее...
F1: Триумф "Феррари" на...

О том, что барселонская гонка не порадует нас большим числом обгонов, было известно заранее...


подробнее...
Ferrari 328 1994 - отзыв...
Ferrari 328 1994 - отзыв владельца

Ferrari - всего семь букв, но сколько эмоций!

Заметки о ремонте смотрите в бортовом журнале,...


подробнее...
Ferrari F430 Spider от...
Ferrari F430 Spider от Hamann: немецкая огранка

При ассимиляции элементов из автогонок на конкретной дорожной модели, на первом плане стояла...


подробнее...
Enzo Ferrari: путь к успеху
Enzo Ferrari: путь к успеху

Как еще, кроме «Великий!» можно назвать человека, создавшего великолепные спортивные автомобили,...


подробнее...
Идея Феррари - в чём она...
Идея Феррари - в чём она состояла? Часть 1.

Первая машина марки Феррари - модель 125S

Чем известны итальянцы - это своей природной веселостью...


подробнее...
1953 Ferrari 250 MM...
1953 Ferrari 250 MM Vignale Spyder

Все гонщики Ferrari, выступавшие за команду на ранних этапах, следовали правилам 1946 года,...


подробнее...

e-ferrari.ru

Copyright © 2011. All Rights Reserved.