F1: Третья коронация...
F1: Третья коронация Фелипе на берегах Босфора

Если кто-то после подавляющего преимущества Ferrari над конкурентами в Барселоне предполагал...


подробнее...
Ferrari 599 GTB от...
Ferrari 599 GTB от компании Hamann: эксклюзивная версия

Специалисты известнейшего немецкого тюнинг-ателье Hamann представили особую версию спорт-кара...


подробнее...
12.09.2008 Жан Тодт и его...

Слухи о скором уходе Жана Тодта – бесспорно, одного из самых выдающихся управленцев...


подробнее...
Жан Тодт: "У нас нет...

Вопрос: В квалификации, особенно во второй части, разница между Ferrari и McLaren казалась...


подробнее...

Энцо Феррари: от земного к великому

Энцо Феррари: от земного к великому

После Первой мировой войны автомобильная промышленность развивалась бурно — в моду вошли автогонки. Тогда-то и появился в составе заводской команды «Альфа-Ромео» улыбчивый черноволосый молодой человек с располагающей внешностью. Побеждал он нечасто — из крупных соревнований на его счету был лишь Кубок Ацербо, завоеванный в 1924 году, — но побеждал красиво: каждую свою победу этот честолюбивый итальянец превращал в маленькое шоу, стараясь побольше общаться со зрителями, а особенно — с журналистами. Звали юного гонщика Энцо Феррари, и у него за плечами уже был опыт поражений: он потерял обожаемого старшего брата — тот умер на фронте от неизвестной болезни, он потерял отца — того скосило воспаление легких, да и сам Энцо, ушедший на фронт, оказался на больничной койке с тяжелым плевритом. Выздоровев, он отправился наниматься на завод «Фиат», но там его ждал отказ — главный инженер, насупившись, буркнул: «Наш завод не настолько большой, чтобы брать на работу каждого отставного солдата».

Энцо брел по туринским улочкам, вышел на берег реки По, уселся на скамейку и заплакал. Казалось, жизнь кончилась, еще не начавшись. Слава, о которой он так мечтал, казалась призрачной — ему, видимо, не удастся прославить фамилию Феррари, да и как ее прославишь, когда в родной Модене фамилию Феррари носит чуть ли не каждый третий! Но Энцо нашел в себе силы, собрался с духом и стал размышлять: а что он умеет делать лучше всего? Солдат из него плохой, механик — не слишком хороший, но водить машину-то он умеет! Не податься ли в гонщики?..

Вскоре газеты стали писать о «талантливом парне из Модены». Напомним, Феррари-гонщик не хватал звезд с неба, но умело делал себе имя. Однажды после победы на трассе в Равенне к нему подошла немолодая женщина — это была мать знаменитого итальянского летчика-аса Франческо Баракки. Она сделала юному Энцо необычный подарок: дала разрешение на использование символа своего сына — вздыбленного вороного жеребца, который был изображен на фюзеляже истребителя Баракки, на котором тот сбил десятки австрийских самолетов. Энцо принял необычный подарок с благодарностью и впервые подумал, что иссиня-черный жеребец прекрасно будет смотреться на ярко-желтом фоне — цвете герба его родной Модены.

Подарок пригодится позже, а пока что Энцо начал понемногу отходить от гонок — и вот в 1929 году он основывает собственную фирму, названную им Scuderia Ferrari — «команда Феррари». Просто и ясно, без обиняков. Феррари работает по 16 часов в сутки, привлекает в команду лучших пилотов, выигрывает 8 гонок из 22 — но сам прекращает сидеть за рулем с 1932 года. В этом году у него родился сын — Альфредо. Альфредино, или попросту Дино — так называл его отец, — был единственной радостью Энцо помимо обожаемой работы. В Дино он видел продолжателя рода, наследника — и ждал, когда сын подрастет, чтобы стать его правой рукой.

Машины Феррари продолжал делать для «Альфа-Ромео», с которой у него был кабальный контракт, и лишь Вторая мировая война, ослабившая позиции автогигантов, помогла Феррари этот контракт разорвать. В 1947 году с конвейера нового завода в итальянском Маранелло сошел первый автомобиль, на капоте которого красовалась черная лошадь на желтом фоне.

Главным козырем Феррари стало производство как гоночных автомобилей, так и машин «особого класса». Типичным представителем этой конструкторской политики стала легендарная «Феррари 125», выпускаемая в двух вариантах: с гоночным кузовом — на ней завоевывались призы спортсменами и с обычным дорожным кузовом, но оснащенная тем же мощным 12-цилиндровым двигателем. Это был дорожный автомобиль, но обладающий всеми свойствами гоночного болида. Кроме того, Феррари частично отказался от машинизации системы сборки, отдельные элементы автомобилей собирались вручную: Энцо делал ставку на штучный товар.

Сам Энцо вновь отправился на берег реки По, нашел ту самую скамейку, на которой разрыдался от кажущейся безысходности, — и на этот раз, глядя на текущую реку, постаревший Феррари расплакался вновь во второй и, как он сам вспоминал, последний раз в жизни. На этот раз — от счастья. У него было все, о чем он мечтал: деньги, слава, собственный завод, гоночная команда — и сын, корпеющий в автомастерской над новым проектом автомобиля. Дино скрывал разработку от отца, желая преподнести сюрприз. Наследник Феррари сильно страдал от врожденного нефрита и рассеянного склероза, но это не мешало ему работать.

В 1952 году наступил триумф — Scuderia Ferrari получила первый чемпионский титул в гонках «королевы автоспорта» — «Формуле-1». Титул принес Альберто Аскари, любимец Энцо. Более того, он выиграл чемпионат и на следующий год. В 1954 году Аскари ушел от Феррари к конкурентам, выступая за «Лянчу», однако Энцо предложил Альберто еще более выгодный контракт — и Аскари вернулся, чтобы принести Scuderia третье чемпионство.

Судьба ударила Энцо неожиданно: на тестах в Монце болид Аскари перевернулся и спасти Альберто не удалось. Вслед за этим последовал еще более сильный удар — у Дино отказывают почки, и усилия всех лучших врачей Италии оказались тщетными: любимый сын Энцо умер в 1956 году, так и не успев закончить начатое — новая машина Ferrari 246 была завершена уже после его смерти. В честь умершего первенца Энцо называет ее Ferrari Dino, и эта модель стала легендой сразу после выхода из ворот завода: прекрасно сконструированная, отмеченная дизайнерским талантом Дино, она надолго стала эталоном автомобиля «от Феррари».

Энцо замкнулся. В его облик добавились две неизменные вещи: после смерти Дино он никогда не появлялся на публике без черных очков и черного галстука. Он перестал ездить на гонки. «Мне больно присутствовать на автодроме после гибели Аскари», — пояснял он. Сидя в своем кабинете, с тяжелыми шторами на окнах, в полутьме, освещенный лишь одной лампочкой, зажженной перед портретом Дино, он управлял автомобильной империей по четырем телефонам. Он не сдавался, но окружил себя непроницаемой невидимой стеной: перестал давать интервью, ездить на приемы, стал еще жестче, чем раньше. Он разорвал все отношения с женой Лаурой.

Но рядом с ним оставались близкие люди: давняя любовница Лина, которую Феррари завел еще до рождения сына, и ее сын Пьеро. Энцо так и не женился на Лине, да она и не настаивала: брак для Феррари был священным институтом — воспитанный в строгой итальянской семье, он мог позволить себе любовницу и внебрачного ребенка, но не развод. Лишь после смерти Лауры Энцо признал Пьеро своим сыном, дал ему свою фамилию и признал наследником. Но тихий и безропотный Пьеро ничего, кроме фамилии, не унаследовал от своего отца — деловая хватка была ему чужда. И Феррари пошел на риск: он продает 40% своих акций «Фиату» с условием перехода остальных 50% после своей смерти — и лишь 10% он оставляет семье, на «безбедную жизнь».

О Феррари складывали легенды: рабочие говорили, что видели, как он каждый день стоит перед зеркалом и повторяет: «Кто ты такой, парень? Зачем ты пришел в этот мир?» Феррари не нашел успокоения даже в религии — священной опоре для любого итальянца: Ватикан часто критиковал Энцо за то, что, мол, на его машинах люди частенько разбиваются насмерть — и не только в гонках. Примирение, казалось, могло быть достигнуто, когда папа Иоанн Павел II приехал в Маранелло, но Феррари не стал встречаться с понтификом, поручив Пьеро возить папу по городу. Феррари ограничился лишь официальным приветствием.

В 1988 году Энцо исполнилось 90. Он был уже не так бодр, но по-прежнему властен, педантичен и строг. Лучший подарок преподнесла ему невестка: у Феррари через три дня после юбилея родился внук, которого назвали, естественно, Энцо. Но даже могучий организм властного Коммендаторе (такое прозвище получил Феррари еще в период создания собственной империи) был не в силах справиться с неотвратимой старостью. Через полгода после своего 90-летия Энцо Феррари умер.

Похоронили его тихо и скромно: улицы Модены пустовали, процессия прошла по безлюдному городу, гроб с телом Энцо поставили в фамильной усыпальнице на кладбище Сан-Катальдо рядом с гробом Дино. Так в Италии появилось еще одно место паломничества туристов: белая мраморная гробница, над входом которой высечено: «FERRARI — Ad maiora ultra vitam» («От земного — к великому»).

Лучше не скажешь. Достойный девиз достойного человека.

Энцо Феррари: от земного к...
Энцо Феррари: от земного к великому

После Первой мировой войны автомобильная промышленность развивалась бурно — в моду вошли...


подробнее...
Ferrari: гордость Италии
Ferrari: гордость Италии Ferrari

Они гордятся тем, что работают на этом заводе. Их здесь совсем немного — у компании на двух...


подробнее...
Ferarri GG50: ляля для старца

Джуро Джуджаро, полвека рисующий автомобили для самых разных компаний, решил сделать себе...


подробнее...
"Сегодня у Ferrari нет...

Рене Арну провел в Формуле 1 12 сезонов, с 1978 по 1989 год, выиграв семь Гран При....


подробнее...

Рекомендуем

Ferrari F430 от ателье...
Ferrari F430 от ателье Novitec Rosso: немецкая

Отделение тюнинговой компании Novitec, которое занимается исключительно автомобилями Ferrari,...


подробнее...
Новый скакун в табуне Ferrari

Ferrari рассекретила свою новую модель. Названная в честь знаменитого итальянского кузовщика...


подробнее...
Шоумен-автогонщик...
Шоумен-автогонщик рассказал, что происходит с российским автоспортом

Страна: Россия

Родился: 30 апреля 1962 года

Профессия: Актер, композитор, шоу-мен, радио- и...


подробнее...
Энцо Феррари: от земного к...
Энцо Феррари: от земного к великому

После Первой мировой войны автомобильная промышленность развивалась бурно — в моду вошли...


подробнее...
1953 Ferrari 250 MM...
1953 Ferrari 250 MM Vignale Spyder

Все гонщики Ferrari, выступавшие за команду на ранних этапах, следовали правилам 1946 года,...


подробнее...
Десятка самых дорогих...
Десятка самых дорогих автомобилей на аукционах 2009 года

Журнал Sports Car Market опубликовал на своих страницах список самых дорогих автомобилей 2009...


подробнее...
Идея Феррари - в чём она...

Superamerica. Гоночные трассы и автострады покоряются ярко-алым машинам.

В 1949 году, как и...


подробнее...

e-ferrari.ru

Copyright © 2011. All Rights Reserved.