Экологически-чистый...

Если цены на нефть будут расти с такой же скоростью, как сейчас, даже производителям...


подробнее...
Спорт и Феррари (до 1988 года)

На счету Ferrari более 5000 побед в различных гонках. 45 чемпионатов Formula-1. 562 этапа,...


подробнее...
1971 Ferrari 512S / 512M
1971 Ferrari 512S / 512M

В 1968 году кардинально изменился технический регламент, ограничив рабочий объем двигателей...


подробнее...
1955 Ferrari 375 MM...
1955 Ferrari 375 MM Pininfarina Berlinetta Sport Speciale

С открытием собственной автомобилестроительной компании в 1947 году, Энцо Феррари (Enzo Ferrari)...


подробнее...

Энцо Феррари: от земного к великому

Энцо Феррари: от земного к великому

После Первой мировой войны автомобильная промышленность развивалась бурно — в моду вошли автогонки. Тогда-то и появился в составе заводской команды «Альфа-Ромео» улыбчивый черноволосый молодой человек с располагающей внешностью. Побеждал он нечасто — из крупных соревнований на его счету был лишь Кубок Ацербо, завоеванный в 1924 году, — но побеждал красиво: каждую свою победу этот честолюбивый итальянец превращал в маленькое шоу, стараясь побольше общаться со зрителями, а особенно — с журналистами. Звали юного гонщика Энцо Феррари, и у него за плечами уже был опыт поражений: он потерял обожаемого старшего брата — тот умер на фронте от неизвестной болезни, он потерял отца — того скосило воспаление легких, да и сам Энцо, ушедший на фронт, оказался на больничной койке с тяжелым плевритом. Выздоровев, он отправился наниматься на завод «Фиат», но там его ждал отказ — главный инженер, насупившись, буркнул: «Наш завод не настолько большой, чтобы брать на работу каждого отставного солдата».

Энцо брел по туринским улочкам, вышел на берег реки По, уселся на скамейку и заплакал. Казалось, жизнь кончилась, еще не начавшись. Слава, о которой он так мечтал, казалась призрачной — ему, видимо, не удастся прославить фамилию Феррари, да и как ее прославишь, когда в родной Модене фамилию Феррари носит чуть ли не каждый третий! Но Энцо нашел в себе силы, собрался с духом и стал размышлять: а что он умеет делать лучше всего? Солдат из него плохой, механик — не слишком хороший, но водить машину-то он умеет! Не податься ли в гонщики?..

Вскоре газеты стали писать о «талантливом парне из Модены». Напомним, Феррари-гонщик не хватал звезд с неба, но умело делал себе имя. Однажды после победы на трассе в Равенне к нему подошла немолодая женщина — это была мать знаменитого итальянского летчика-аса Франческо Баракки. Она сделала юному Энцо необычный подарок: дала разрешение на использование символа своего сына — вздыбленного вороного жеребца, который был изображен на фюзеляже истребителя Баракки, на котором тот сбил десятки австрийских самолетов. Энцо принял необычный подарок с благодарностью и впервые подумал, что иссиня-черный жеребец прекрасно будет смотреться на ярко-желтом фоне — цвете герба его родной Модены.

Подарок пригодится позже, а пока что Энцо начал понемногу отходить от гонок — и вот в 1929 году он основывает собственную фирму, названную им Scuderia Ferrari — «команда Феррари». Просто и ясно, без обиняков. Феррари работает по 16 часов в сутки, привлекает в команду лучших пилотов, выигрывает 8 гонок из 22 — но сам прекращает сидеть за рулем с 1932 года. В этом году у него родился сын — Альфредо. Альфредино, или попросту Дино — так называл его отец, — был единственной радостью Энцо помимо обожаемой работы. В Дино он видел продолжателя рода, наследника — и ждал, когда сын подрастет, чтобы стать его правой рукой.

Машины Феррари продолжал делать для «Альфа-Ромео», с которой у него был кабальный контракт, и лишь Вторая мировая война, ослабившая позиции автогигантов, помогла Феррари этот контракт разорвать. В 1947 году с конвейера нового завода в итальянском Маранелло сошел первый автомобиль, на капоте которого красовалась черная лошадь на желтом фоне.

Главным козырем Феррари стало производство как гоночных автомобилей, так и машин «особого класса». Типичным представителем этой конструкторской политики стала легендарная «Феррари 125», выпускаемая в двух вариантах: с гоночным кузовом — на ней завоевывались призы спортсменами и с обычным дорожным кузовом, но оснащенная тем же мощным 12-цилиндровым двигателем. Это был дорожный автомобиль, но обладающий всеми свойствами гоночного болида. Кроме того, Феррари частично отказался от машинизации системы сборки, отдельные элементы автомобилей собирались вручную: Энцо делал ставку на штучный товар.

Сам Энцо вновь отправился на берег реки По, нашел ту самую скамейку, на которой разрыдался от кажущейся безысходности, — и на этот раз, глядя на текущую реку, постаревший Феррари расплакался вновь во второй и, как он сам вспоминал, последний раз в жизни. На этот раз — от счастья. У него было все, о чем он мечтал: деньги, слава, собственный завод, гоночная команда — и сын, корпеющий в автомастерской над новым проектом автомобиля. Дино скрывал разработку от отца, желая преподнести сюрприз. Наследник Феррари сильно страдал от врожденного нефрита и рассеянного склероза, но это не мешало ему работать.

В 1952 году наступил триумф — Scuderia Ferrari получила первый чемпионский титул в гонках «королевы автоспорта» — «Формуле-1». Титул принес Альберто Аскари, любимец Энцо. Более того, он выиграл чемпионат и на следующий год. В 1954 году Аскари ушел от Феррари к конкурентам, выступая за «Лянчу», однако Энцо предложил Альберто еще более выгодный контракт — и Аскари вернулся, чтобы принести Scuderia третье чемпионство.

Судьба ударила Энцо неожиданно: на тестах в Монце болид Аскари перевернулся и спасти Альберто не удалось. Вслед за этим последовал еще более сильный удар — у Дино отказывают почки, и усилия всех лучших врачей Италии оказались тщетными: любимый сын Энцо умер в 1956 году, так и не успев закончить начатое — новая машина Ferrari 246 была завершена уже после его смерти. В честь умершего первенца Энцо называет ее Ferrari Dino, и эта модель стала легендой сразу после выхода из ворот завода: прекрасно сконструированная, отмеченная дизайнерским талантом Дино, она надолго стала эталоном автомобиля «от Феррари».

Энцо замкнулся. В его облик добавились две неизменные вещи: после смерти Дино он никогда не появлялся на публике без черных очков и черного галстука. Он перестал ездить на гонки. «Мне больно присутствовать на автодроме после гибели Аскари», — пояснял он. Сидя в своем кабинете, с тяжелыми шторами на окнах, в полутьме, освещенный лишь одной лампочкой, зажженной перед портретом Дино, он управлял автомобильной империей по четырем телефонам. Он не сдавался, но окружил себя непроницаемой невидимой стеной: перестал давать интервью, ездить на приемы, стал еще жестче, чем раньше. Он разорвал все отношения с женой Лаурой.

Но рядом с ним оставались близкие люди: давняя любовница Лина, которую Феррари завел еще до рождения сына, и ее сын Пьеро. Энцо так и не женился на Лине, да она и не настаивала: брак для Феррари был священным институтом — воспитанный в строгой итальянской семье, он мог позволить себе любовницу и внебрачного ребенка, но не развод. Лишь после смерти Лауры Энцо признал Пьеро своим сыном, дал ему свою фамилию и признал наследником. Но тихий и безропотный Пьеро ничего, кроме фамилии, не унаследовал от своего отца — деловая хватка была ему чужда. И Феррари пошел на риск: он продает 40% своих акций «Фиату» с условием перехода остальных 50% после своей смерти — и лишь 10% он оставляет семье, на «безбедную жизнь».

О Феррари складывали легенды: рабочие говорили, что видели, как он каждый день стоит перед зеркалом и повторяет: «Кто ты такой, парень? Зачем ты пришел в этот мир?» Феррари не нашел успокоения даже в религии — священной опоре для любого итальянца: Ватикан часто критиковал Энцо за то, что, мол, на его машинах люди частенько разбиваются насмерть — и не только в гонках. Примирение, казалось, могло быть достигнуто, когда папа Иоанн Павел II приехал в Маранелло, но Феррари не стал встречаться с понтификом, поручив Пьеро возить папу по городу. Феррари ограничился лишь официальным приветствием.

В 1988 году Энцо исполнилось 90. Он был уже не так бодр, но по-прежнему властен, педантичен и строг. Лучший подарок преподнесла ему невестка: у Феррари через три дня после юбилея родился внук, которого назвали, естественно, Энцо. Но даже могучий организм властного Коммендаторе (такое прозвище получил Феррари еще в период создания собственной империи) был не в силах справиться с неотвратимой старостью. Через полгода после своего 90-летия Энцо Феррари умер.

Похоронили его тихо и скромно: улицы Модены пустовали, процессия прошла по безлюдному городу, гроб с телом Энцо поставили в фамильной усыпальнице на кладбище Сан-Катальдо рядом с гробом Дино. Так в Италии появилось еще одно место паломничества туристов: белая мраморная гробница, над входом которой высечено: «FERRARI — Ad maiora ultra vitam» («От земного — к великому»).

Лучше не скажешь. Достойный девиз достойного человека.

2006 Ferrari F430 GT
2006 Ferrari F430 GT

26 марта 2006 года новая гоночная модель Ferrari F430 GT дебютировала в гонке 12 Hours of...


подробнее...
27.04.2006 Ferrari 575 GTZ...
 			27.04.2006  Ferrari 575 GTZ от Zagato: мечта коллекционера

Ателье Zagato тесно связано с престижным конкурсом автомобильного дизайна Concours d’Elegance в...


подробнее...
Ferrari Enzo: во имя отца
Ferrari Enzo: во имя отца

Жаркий средиземноморский климат не способствует развитию торопливости, поэтому поклонники...


подробнее...
Коллекция ретро-моделей...
Коллекция ретро-моделей Ferrari ушла с молотка

Автомобильный мир всколыхнула сенсация: на днях был продан автомобиль Ferrari 250 GT SWB...


подробнее...

Рекомендуем

Ferrari 365P3: трехместный

По нравам середины 60-х, гоночные конструкции Ferrari после завершения сезона обычно...


подробнее...
1948 Ferrari 166 Spyder Corsa
1948 Ferrari 166 Spyder Corsa

Ferrari 166 Spyder Corsa с шасси, заводской индекс которого был 014I, сконструирована в мае 1948...


подробнее...
Пресс-конференция Кими...
Пресс-конференция Кими Райкконена

На пресс-конференции в Мадонна ди Кампильо Кими Райкконен отвечал на вопросы журналистов,...


подробнее...
Ferrari 328 1994 - отзыв...
Ferrari 328 1994 - отзыв владельца

Ferrari - всего семь букв, но сколько эмоций!

Заметки о ремонте смотрите в бортовом журнале,...


подробнее...
Ferrari GG50 от...

«Чтобы отметить 50-летний юбилей работы в мире автомобильного дизайна, я решил создать...


подробнее...
Ferrari 599XX –...
Ferrari 599XX - тест-пилотом может стать каждый

Похоже, в Маранелло теперь будут всегда практиковать привлечение клиентов к разработке новых...


подробнее...
Ferrari Enzo: самый...
Ferrari Enzo: самый быстрый олигарховоз

Стремительная и экстравагантная, эта машина создана кружить голову и простым людям, и тем, кто...


подробнее...

e-ferrari.ru

Copyright © 2011. All Rights Reserved.