1976 Ferrari 312 T2
1976 Ferrari 312 T2

В 1976 году автомобильной общественности того времени была представлена новая машина - Ferrari...


подробнее...
Идея Феррари - в чём она...
Идея Феррари - в чём она состояла? Часть 5 Ferrari

Один из первых показов Феррари в Москве. Только у нас могли поставить такую машину в узком...


подробнее...
Презентация нового болида...
Презентация нового болида Ferrari F2004

черты своих титулованных предшественниц, явив публике естественного развитие успешного проекта....


подробнее...
Grand Prix Historique в...
Grand Prix Historique в Монте-Карло

10 и 11 мая в Монте-Карло будет серьезнейшим образом изменено дорожное движение. Привычные здесь...


подробнее...

Посиделки в конюшне Ferrari

Посиделки в конюшне Ferrari

День технологий Shell в команде Ferrari — это нечто, отличающееся от обычного технического семинара.

Да и не семинар это вовсе, а церемониально-тусовочное мероприятие, по ходу которого избранным партнерам и контрагентам Shell дозволяется через щелочку заглянуть в жизнь небожителей, занимающихся (в том или ином качестве) королевскими гонками. Это знак доброго расположения, даже гостеприимства. Но не более. Технических секретов здесь не раскрывают, а по спортивной части ограничивают возможностью посмотреть свободную тренировку. Во время квалификации мы, журналисты ведущих российских журналов, летели на родину. А саму гонку смогли спокойно посмотреть по телевизору.

Тем не менее, участие в Shell Technology Day — большая честь, мечта фанатов «Формулы 1», возможность почувствовать себя не только зрителем, но и соучастником. Для людей посвященных — приятный отдых (прогулка по пит-лейну, несколько минут в «полевой» лаборатории, обед с «колдунами» гоночных масел и смазок). Несмотря на обилие шампанского, кое-что узнать все-таки удалось.

Лаборатория

Стационарными на гонках были и остаются только трасса, трибуны и боксы. Все остальное и все остальные кочуют с этапа на этап по всему миру. Не является исключением и лаборатория Shell со всем ее хитрым скарбом. Непосредственно на гонке задач две: оценить качество топлива и масла.

Международная автомобильная федерация строго регламентирует состав используемого в моторах болидов бензина. Поскольку каждая новая партия топлива может иметь свои особенности (отклонения в составе, исходном сырье, разное время хранения и т.п.), самое главное — уложиться в прокрустово ложе технических требований. Понятие «формула» приобретает в ходе этих проверок свой изначальный смысл. Минимальные отличия все-таки допускаются, более явные ведут к безусловной дисквалификации. Причем официальные пробы топлива могут быть взяты в любой момент и даже повторно.

Разрабатывает топливо специальное гоночное подразделение Shell Formula One в соответствии с техническими требованиями FIA, руководствуясь собственным опытом, советами гоночных инженеров Ferrari и здравым смыслом. Тесты топлива проводят и разработчики, и «конюшня». Образцы готового топлива передаются в FIA на согласование. Одобрение топлива предполагает и определение допусков, оставляющих Shell возможность определенного маневра. За пределами допусков — дисквалификация, в пределах — шанс «подогнать» состав под погоду, трассу, настройки машины. Каждый год Shell производит для команды Ferrari 250 тысяч литров бензина. На пит-стопе топливо заливают в бак со скоростью 12 литров в секунду (в 25 раз быстрее, чем на современной АЗС). Сколько времени механики тратят на заправки в течение года, можете посчитать сами. А масла и смазок от Shell команда расходует «всего» 40 тонн. В этой области — почти полная свобода: в процесс смазывания трущихся пар FIA пока особо не вмешивается, хоть и вводит некоторые ограничения.

Масла Shell Helix для гонок разрабатываются и изготавливаются (смешиваются) в Центре технологий Shell в английском городе Торнтон. Как и в случае с бензином, активное участие в разработке принимают инженеры Ferrari. Не зря ведь говорят, что масло — такая же деталь мотора, как и поршень или, скажем, коленвал. Несмотря на отсутствие излишнего внимания к маслу со стороны технических комиссаров FIA, пробы масла в ходе гоночного уик-энда берутся даже чаще, чем пробы топлива. Поработавшее масло — отличный инструмент оценки «состояния здоровья» двигателя. Причем это не градусник, а, скорее, компьютерный томограф. По взвешенным в масле частицам металла можно судить о состоянии агрегатов, о темпе и характере износа деталей и даже сделать прогноз об остаточном ресурсе. Заключение инженера Shell позволяет руководителям команды определить допустимые нагрузки на болид по ходу гонки.

За дни гоночной сессии аналитик мобильной лаборатории Ян Албистон берет более 40 проб топлива и масел. Основной метод анализа — газовая хроматография.

Секреты фирмы

Состав любого масла производители держат в секрете. Марк Уэйкем, руководитель отдела разработки масел для «Формулы 1», был многословен, охотно рассказывал о ступенях своей карьеры, любимых гонщиках и своем увлечении «летать на всем, что летает». О главном (составе масла) было сказано немного. Качественно, то есть по используемым компонентам, гоночное масло на 95% совпадает с товарным. В нем имеются и полимеры, и модификаторы трения, и пакет присадок. Количественно продукты существенно различаются. Например, моющая присадка присутствует, но в силу скоротечности гонок используется в меньшем количестве. База масла, разумеется, синтетическая.

«Заглядывая в будущее, можно предположить, что новые технологии „Формулы 1“ будут приходить в производство обычных двигателей. Например, покрытие поверхностей для снижения износа и трения. Смазки будут продолжать улучшаться, — говорит Уэйкем. — Над этим мы уже работаем рука об руку с Ferrari. Разработанные для Shell Helix Formula 1 модификаторы трения и другие присадки скоро будут применяться в обычных маслах. Используя новые технологии для повышения мощности и эффективности Ferrari, мы будем применять этот опыт и знания для дальнейшего усовершенствования моторных масел Shell Helix для серийных автомобилей».

60 лет вместе

Shell «увлекается» гонками больше века. Многие разработки компании сразу по появлении находили применение в автомобильном спорте.В начале прошлого века густое и липкое касторовое масло считалось идеальным смазочным материалом для авиационных и гоночных автомобильных двигателей. В начале 20-х годов компания Shell разработала чистое минеральное масло, эффективно защищающее детали двигателя, но менее вязкое, чем касторка, а посему вызывающее меньшие потери мощности. Исследования показали, что переход с натурального на минеральный продукт давал 10-процентный прирост мощности.

В конце следующего десятилетия последовало создание и совершенствование моющих присадок, помогающих поддержать рабочие кондиции двигателей. Как и чистая минералка, масло с присадками было впервые опробовано в гонках, где издержки никогда не ставились во главу угла.В 40-50-е годы специалисты Shell разработали всесезонное масло — смесь минеральных масел и присадок для модификации индекса вязкости.

Начало сотрудничества с Ferrari в 1951 году было ознаменовано разработкой синтетического моторного масла. Масло Shell использовали три первых победителя гонок «Формулы 1» и чемпион 1951 года — разумеется, молодая команда Ferrari. С тех пор техническое партнерство Shell и Ferrari стало постоянным.Компании приходилось регулярно решать сложные технические задачи. Чего стоит, например, сезон 1982 года (и шесть последующих), когда мощности 1,5-литровых моторов с разрешением турбонаддува без ограничения давления зашкалили за 1000 л.с.!

Со временем масло стало иметь большее значение при общем конструировании автомобилей F1. Компания стала разрабатывать масла Shell Helix Formula 1 под конкретный двигатель.В середине 90-х Shell вновь плотно занялась разработкой моторных масел для «Первой формулы». Модификаторы трения и вязкости, системы присадок подбираются с учетом специфических требований двигателей Ferrari. В то же время семейства Shell Helix Formula 1 и Shell Helix Ultra разрабатывались параллельно по сходным и общим технологиям.Используя масло и топливо Shell, к венгерскому этапу этого года Scuderia Ferrari выиграла в общей сложности 139 Гран-при, 8 чемпионских титулов среди производителей (по непонятным причинам именуемым в России Кубками конструкторов) и 11 — среди пилотов.

Идея Феррари - в чём она...
Идея Феррари - в чём она состояла? Часть 5 Ferrari

Один из первых показов Феррари в Москве. Только у нас могли поставить такую машину в узком...


подробнее...
Экологически-чистый...

Если цены на нефть будут расти с такой же скоростью, как сейчас, даже производителям...


подробнее...
1953 Ferrari 250 MM...
1953 Ferrari 250 MM Vignale Spyder

Все гонщики Ferrari, выступавшие за команду на ранних этапах, следовали правилам 1946 года,...


подробнее...
2005 Ferrari F2005 (656)
2005 Ferrari F2005 (656)

Болид F2005, известный также под индексом 656, команда Scuderia Ferrari представила 3 апреля в...


подробнее...

Рекомендуем

Битва титанов: Aston...
Битва титанов: Aston Martin DBS против Ferrari 599 GTB

До появления DBS в конце прошлого года все было тихо и спокойно в королевстве Aston Martin....


подробнее...
F1: Третья коронация...
F1: Третья коронация Фелипе на берегах Босфора

Если кто-то после подавляющего преимущества Ferrari над конкурентами в Барселоне предполагал...


подробнее...
Ferrari Racing Days 2008
Ferrari Racing Days 2008

Вот уже десятый год подряд и седьмой раз на легендарном немецком автодроме Нюрбургринг...


подробнее...
2008 Ferrari F2008 (659)
2008 Ferrari F2008 (659)

Шестого января 2008 года, в три часа дня по местному времени, в штаб-квартире Ferrari в городе...


подробнее...
Шоумен-автогонщик...
Шоумен-автогонщик рассказал, что происходит с российским автоспортом

Страна: Россия

Родился: 30 апреля 1962 года

Профессия: Актер, композитор, шоу-мен, радио- и...


подробнее...
2006 Ferrari 248 F1 (657)
2006 Ferrari 248 F1 (657)

Во вторник 23 января 2006 года команда Scuderia Ferrari презентовала в Мьюджелло свой новый...


подробнее...
Maserati Spyder: забудь...
Maserati Spyder: забудь про крышу Maserati Spyder

В советские времена легковые автомобили с открытым верхом можно было увидеть разве что во время...


подробнее...

e-ferrari.ru

Copyright © 2011. All Rights Reserved.